Интервью архиепископа Волоколамского Илариона, которое он дал журналу «Эксперт», вызывало широкое обсуждение в интернете. Владыка затрагивает в нем различные, и несомненно, важные для жизни Церкви и страны вопросы, но наиболее бурную реакцию вызвали слова владыки о Сталине: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре».
Многие восприняли эти слова с горячим одобрением, многие другие — с негодованием. Попробуем понять, что вызывало такую реакцию. Сказал ли владыка Иларион что-то новое? Нет. Церковь вполне определилась в своем отношении к Сталину, канонизировав новомучеников бутовских; хотя можно сказать, что это Сталин определился в своем отношении Церкви, замучив и убив множество православных людей, мирян, монашествующих, священников и Епископов, осквернив и разрушив множество храмов, проводя против Церкви Христовой бешеную кампанию истребления, вполне подпадающую под определение геноцида.Злодеяния ранних большевиков иногда пытаются списать на ожесточение гражданской войны, на то, что Церковь воспринималась как опора царской власти, и, впоследствии, белых. Хотя эти оправдания и сами по себе несостоятельны, к Сталину они неприменимы — гражданская война в годы его правления уже закончилась, Церковь не могла представлять никакой реальной угрозы режиму — и то, что происходило, было актом чистой, демонической ненависти, лишенным каких-либо прагматических оснований. Хотя не все документы той страшной эпохи сохранились, и мы знаем не все, есть то, что известно наверняка — и это не оставляет никаких сомнений в том, кто такой был Сталин, каково было его отношение к Церкви Христовой.
Актом канонизации Церковь свидетельствует очевидное. Православные жертвы Сталина — святые мученики; сам он — убийца и мучитель святых.
В самом деле, если говорить только о Бутовском Полигоне, то на этом бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, действовавшем с конца 30-х и до начала 50-х г.г., только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 года было расстреляно 20 765 человек. Это те жертвы, которые задокументированы самими палачами. Среди них - как более-менее случайные жертвы тирании, так и те, кто убит по совершенно определенной причине - за веру во Христа и верность его Церкви. Совершалось ли это мучение и убийство - как просто невинных людей, так и мучеников Христовых - по воле Сталина?
Некоторые апологеты сталинизма предлагают поверить, что Сталин не виноват в этих убийствах. Hо такие апологеты изображают Сталина столь жалкой и ничтожной личностью, что даже антисталинисту трудно в это поверить. На протяжении двух десятков лет, на протяжении двух из них - с установленной интенсивностью около 10 000 человек в год - несколько десятков человек в день - в непосредственной близости от столицы, агентами государственных органов уничтожались граждане страны - и это, каким-то образом, могло быть без воли Сталина. И предположение, что он не знал об этом, и предположение, что знал, но не мог этому помешать, отводит «вождю народов» поистине жалкую роль доброго Масхадова при злом Басаеве. Если Сталин настолько не контролировал ситуацию, то он крайне ничтожный правитель, и, в действительности, не правитель вообще. Впрочем, это явно не так - сохранились приказы о расстрелах с его личной подписью.
Итак, убийца мучеников Христовых - и множества других людей - именно Сталин. Можно быть последовательным сталинистом и считать, что все эти люди - предатели и враги, заслуживавшие такой участи. Можно быть христианином и считать, что они святые мученики, а Сталин - убийца и гонитель святых. Но нельзя быть одновременно тем и другим.
И то, что Владыка Илларион напомнил об этом, очень важно с пастырской и миссионерской точки зрения, и нам стоит поблагодарить Бога за ясность и мужество, проявленное Архиепископом. Люди крайних политических пристрастий нередко пытаются совмещать Православие с тем, что с ним несовместимо: сторонники расистских лжеучений — с расовой ненавистью, приверженцы, напротив, крайнего либерализма — с вседозволенностью и поощрением извращений, есть и те, кто пытаются совмещать Православие с поклонением одному из жесточайших гонителей Церкви в истории. Но слово Божие призывает нас сделать выбор — или мы со Христом и Его Церковью, или с кем-то еще.
Вопрос о том, как относиться к этому массовому убийце святых, это не политический, это религиозный вопрос. Сталин не был просто просто политическим деятелем, проливавшим кровь в своих целях — как Петр Первый, Наполеон или Бисмарк. Он создал определенную квазирелигиозную систему, в центре которой стояло поклонение ему самому. Достаточно открыть газеты того времени, чтобы на каждой странице увидеть имя Сталина, призываемое как имя некоего божества — он и податель счастливой жизни, он и защитник от врагов, он и вождь, он и учитель, ему верные адепты вверяют свою жизнь и за него готовы ее отдать, его восхваляют в гимнах и стихах. Апостол Иоанн говорит: « Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18)». Антихристу, который еще придет в конце времен, чтобы потерпеть окончательное поражение от Господа нашего Иисуса Христа, по слову Апостола, предшествует «много антихристов». Греческая приставка «анти-» означет не только «против» (как в нашем языке) но и «вместо». Антихрист — это «вместохристос», лжеспаситель, тот, кто пытается занять в сердцах людей то место, которое может принадлежать только Христу. Неудивительно, что такие притязания проявляются в истребительной ненависти по отношению к людям, которые проповедуют истинного Христа. Сталин — один из упоминаемых Апостолом «многих антихристов» в совершенно точном смысле этого слова. Обращаясь к Священному Писанию, мы вряд ли можем сделать какой-либо другой вывод. Как свидетельствует то же Писание, люди склонны к идолопоклонству — у человека, лишенного истинной веры, религиозное чувство обычно не уничтожено, оно просто тяжко извращено. В нашей стране догматические атеисты отрицали кроткого и смиренного Христа только затем, что отдать свою веру и упование, послушание и преданность свирепому и гордому тирану. Сталин, поэтому, подобен не Петру Великому или Наполеону — он подобен Ваалу и Астарте, и почитание его — не политическая, а идолопоклонническая практика.
Однако невозможно — как об этом ясно свидетельствует и Писание, и Предание — совмещать Христа с Велиаром. Необходимо сделать выбор. Можно быть или с мучениками, или с мучителями. Можно быть согражданами святым и своими Богу - или своими убийце святых и осквернителю церквей. Нельзя совмещать преданность Царству с преданностью аду. Можно только пытаться обманывать обе стороны и жить на два дома - но ничего хорошего из этого не выйдет. Симпатии к дьяволу - и его обслуге на земле - угрожают вечному спасению. Не надо играться с адским огнем.
И открытое осуждение этого режима - и, особенно его вождя - это свидетельство о Боге; существует личностный, всемогущий, нравственно благой Бог, который осуждает идолопоклонство и проистекающие из него убийства невинных, особенно убийства невинных за веру в Него. Это не только важный, это абсолютно необходимый аспект проповеди истины.
Если же говорить не о вечных, а о временных последствиях симпатий к Сталину, то можно горячо поддержать владыку Иллариона не только как пастыря, но и как гражданина. Отсутствие должного осмысления уроков истории ведет к их повторению. Извращенность морального сознания, при котором можно оправдывать мучения и смерть множества невинных людей некой государственной пользой, фальшивой цитатой про соху и атомную бомбу, будет порождать дальнейшее мучение и дальнейшие смерти.
Мы не можем каяться в преступлениях сталинской эпохи — мы не принимали в них участия. Однако мы не можем уйти и от необходимости решить, как нам относиться к этим преступлениям. Невозможно немножко кадить идолу — и идти по пути духовного возрождения. Невозможно почитать новомучеников и «с уважением» относиться к их убийце. Невозможно придерживаться людоедских взглядов на допустимость погубления невинных людей ради «великих достижений» и устроять безопасное и человеколюбивое общество