На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРАВОСЛАВИЕ

605 подписчиков

Неделя Всех святых в земле Российской просиявших.

На Поместном Соборе Русской Церкви 1918 года восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста после Недели всех святых.

Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях.

Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнувшими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими»

"Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

"

Святитель Феофан Затворник

Об истории составления службы Русским святым

В 1918 году Священный Собор постановил восстановить ра­нее существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских и определил день празднования в первое воскресенье Петровского поста.

 

 

Официальным выразителем витавшей в воздухе идеи восста­новления праздника выступил член предсоборного совета академик Российской академии наук, профессор Петроградского университе­та, египтолог, известный историк Коптской и Эфиопской Церкви, основатель российской школы изучения древних цивилизаций Ближнего Востока Борис Александрович Тураев (1868-1920), который подготовил доклад для Священного Собора.

Епископ Афанасий (Сахаров), вспо­миная историю вынесения этого вопроса на Собор и подготовленные в докладе аргументы, писал в предисловии к службе: «В наше скорб­ное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудив­шихся... над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха...»

Б. А. Тураев предложил взять за основу службу, написанную иноком Григорием, насельником обители Евфимия Суздальско­го, подвизавшемся там в конце XV— начале XVIвека. Но когда приступили вплотную к работе, стало ясно, что древнюю службу монаха Григория исправить практически невозможно, по­этому из нее позаимствовали немного, остальное составили зано­во. Профессор взял на себя главным образом написание новых песнопений, а иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий владыка, — подбор соответствующих мест из богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб русским святым, и приспособление наиболее характерного и луч­шего к данной службе. В частности, отец Афанасий предложил для стихир на Господи, воззвах избрать по одной стихире из Общей Ми­неи каждому лику святых и в каноне расположить святых по обла­стям с завершением каждой песни канона тропарем, посвяшенным наиболее чтимой в той области иконе Божией Матери. Так, в пер­вой песни прославляются первые Русские святые, в третьей — Южнорусские святые. В четвертой песни Московские святые, в пятой — Новгородские святые. В шестой — святые Севера . В седьмой — святые Ростова, Сузда­ля, Владимира. В восьмой песни в первых тропарях казанские и восточные святые.

 

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве


наверх