Об этом сказано в Библии во второй главе, стих 19:
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их , и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».
Человек, который должен был бы возделывать Божий сад и давать имена животным, призван был быть священником для всей твари.
Но получилось нечто на священство совсем не похожее. Человек превратился в хищника и потребителя.В наше время темы природы, "окружающей среды", безмолвного (и от этого еще более жуткого) страдания твари самым прямым образом связываются с христианской идеей спасения. Это время уникально тем, что впервые человек осознает свою беспомощность перед самим собой. И верующим, и неверующим сегодня ясно: возможности человеческого "преобразования" природы намного превосходят возможности предвидения всех тех последствий, к которым приведут данные преобразования. Если еще совсем недавно человек был хоть и мыслящим, но слабым "тростником", если в былые века он боялся могучей природной стихии, то теперь он боится собственной слепой и безответственной силы.
Часто христиане интерпретируют интерпретируют заповедь любви к ближнему, руководствуясь биологическими и биографическими критериями. Кто мой ближний? Многие ответят: мои дети, мои друзья, мои сослуживцы. Эта близорукость и довела нас до апокалиптической ситуации, когда мы больше не "хозяева" на нашей земле. Мы скорее напоминаем разбойников. Земля же переживает судьбу человека, "с которого сняли одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым".
Господь Иисус Христос иначе понимал заповедь любви. Когда его спросили: "Кто мой ближний?", он тут же заговорил о том, кто больше всего страдает: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам..."
Сегодня милосердный самаритянин поспешил бы на помощь земле, животным, воздуху, деревьям. Они наши ближние, изуродованные и обокраденные нами.
Святые и животные
На основе "житий Святых", составленных Юстином Поповичем (Архимандрит Юстин Попович: Жития святых (12 томов). Белград, 1973 г. Издательство монастыря Келие).
Георгий Хозевит (8 января): "Один раз он увидел перед дверьми своей кельи лежащего льва. Он не испугался и толкнул льва ногой, говоря, чтобы тот отошел в сторону. Лев не хотел, а только по-дружески зарычал. Святой сказал: "Хорошо. Поскольку ты не слушаешься, то сейчас проверим то, что сказано: "Зубы львиные сокрушил Господь". - Открывай рот и увидим". Лев раскрыл рот, и святой своей рукой пощупал зубы. На что лев встал и удалился".
Феодосий Великий (11 января): "Он был скорым помощником не только людям, но и бессловесному скоту. Однажды путешественник вел с собою осла. Навстречу им вышел лев. Лев набросился на осла, даже не обращая внимания на присутствие хозяина. Путешественник в ужасе громко крикнул: "Помоги, человек Божий, Феодосий!" Когда лев услышал имя святого, он остановился и ушел в пустыню".
Мученица Татьяна (12 января): "На следующий день мучители в театре напустили на Татьяну ужасного льва. Но лев, вместо того, чтобы растерзать ее, ласкался около Татьяны, облизывая ей ноги. Когда льва повели назад в клетку, он неожиданно бросился на знатного сановника Евмания и растерзал его".
Лука Элладский (7 февраля): "По дороге на него напал змей и укусил его. Но святой сказал змею, что все мы - твари Божьи и должны делать доброе, а не злое. Потом отпустил змея, и оба они разошлись невредимыми". Павел Фивейский: "Егo хотел навестить святой Антоний. Он не знал пути и пошел наугад. Его встретила волчица и на вопрос "где живет Павел Фивейский", указав направление, поклонилась и ушла". Когда Антоний был у Павла, ворон, который каждодневно приносил святому половину хлеба, в этот день принес целый хлеб.
Когда Антоний второй раз захотел посетить Павла, то застал его уже мертвым. Он не знал, как его похоронить, не имея лопаты, чтобы вырыть могилу. В это время из пустыни показались два льва, которые безутешно рыдали над телом мертвого Павла. Когда святой был похоронен, они лизали руки святого Антония, прося благословения. Святой их благословил, и они удалились".
Антоний Новый (17 февраля): "Его мощи, не зная, где их положить, водрузили на телегу, впрягли двух волов. Они пошли далеко-далеко в город Вирию, в родной дом святого".
Макарий Александрийский (19 февраля): "У святого появилась гиена, принесла с собой слепого младенца. Дотронувшись до него, преподобный открыл ему глаза. На другой день гиена из благодарности принесла святому шкуру овцы. Святой не хотел принимать подарка, пока гиена не обещала, что никогда не будет убивать и грабить скот. Гиена смиренно и покаянно легла, показав этим, что принимает упрек святого".