Это отказ от прививок, домашние роды, отсутствие регистрации, царапина, что угодно, даже бедность и безработица. Список трактуется свободно, решение об отобрании ребенка основывается не на законе, а на «классовом чутье» борцов за права несовершеннолетних.
В этот список входит непосещение школы, на чем бы хотелось остановиться подробнее.
Итак, непосещение ребенком школы может стать основанием для его похищения и помещения в интернат. Мало того, конституция РФ не только устанавливает право на бесплатное образование, но и устанавливает его обязательность: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». (Конституция РФ, 43.4).
Хорошо, ребенок должен ходить в школу, и хорошо, если школа в городе через дорогу, а в соседних кварталах на выбор еще две-три. Но, ни для кого не секрет, что школы поблизости может и не быть, например в деревне. Мало того, школа может быть в нескольких десятках километров от места жительства, ответственности за школьный автобус администрация зачастую не несет. Нет такого закона, по которому ребенок имеет право на школьный автобус. В какой ситуации оказывается ребенок в деревне, где закрыли сельскую школу? У родителей остается небольшой выбор: 1) нанять за свои деньги автобус, машину и возить чадо каждый день за свой счет, но тогда образование становится платным... 2) Отдать ребенка в интернат 3) устроить домашнее обучение 4) переехать на другое место жительства. В противном случае они окажутся, не более и не менее — нарушителями права ребенка на образование. В реальности же у родителей в сельской глубинке остается только два варианта: сдать в интернат-пятидневку, что есть более мягкая форма отобрания детей или уехать. Какая перспектива у бедной деревенской семьи переехать в большое село или пригород? Самый дешевый дом в крупном населенном пункте стоит не меньше 500 тыс рублей, а при нем может не быть земельного участка. Если в деревне при обилии земли крестьяне могут хотя бы продать картошку, то в крупном селе, может быть, ни земли, ни работы. Дом в вымирающей деревне продать за такие деньги невозможно. Но и при продаже дома могут возникнуть проблемы со всевластием опеки: она имеет право наложить вето на продажу дома. Сначала нужно купить дом в лучшем месте, предоставить в опеку документы на него, прописать туда детей, и лишь потом будет получено разрешение на продажу старого дома — если кто-то захочет его купить.
Какое же отношение к возникшей ситуации имеет уже сформированная система госконтроля над правами детей? Теперь, фактически, дети в районах без школ — кандидаты на отобрание сразу, как только им исполнится семь лет. Мало того, я абсолютно уверен, что при возникновении такой ситуации прессинг защитников прав детей будет направлен против семьи, а не на то, чтобы вынудить местные администрации обеспечить села школьным автобусом. Этот прогноз строится на очень простом рассуждении: дешевле запугать, застращать родителей или отобрать у них ребенка, чем найти денег на бензин, которого, как известно, наверное, в России не хватает. А закрытие сельских школ идет полным ходом. Закрывают школы даже в больших селах и где имеется школьное здание. Фактически, после активизации органов опеки и попечительства и при сохранении существующей логики действий мы можем встать на путь тихого раскулачивания остатков деревни. Раскулачивание пройдет тихо и малозаметно: из деревень исчезнут дети и останутся старики. В этой ситуации нельзя сидеть спокойно, а общественность должна немедленно вмешаться в этот процесс.
Печальный рассказ о том, как с помощью ювенальных технологий могут убить село, я бы хотел снабдить списком известных соотечественников, закончивших сельские школы в то время, когда не было ювенальной юстиции и массового закрытия «бесперспективных деревень»: Михаил Ильич Кошкин, гениальный конструктор, создатель танка Т-34 Чкалов, Валерий Павлович, Сергий Радонежский, писатель Василий Белов, Василий Шукшин и многие другие...