Самую важную роль в деле нашего спасения играет благодать Божия и ее стяжание. Она была подарена Богом нашим праотцам, она дается и всем нам. Своими собственными силами человек спастись не может. Получив благодать в Таинстве Крещения, нужно хранить ее как зеницу ока в непримиримой борьбе с грехом, который является самым большим злом на земле.
Благодать Божия открывает человеку ужас греха, который рождает смерть. Мало делать добро, быть нравственно чистым, нужно через Таинства, молитву стяжать благодать Божию. Для спасения человека Господь сделал нечто большее, чем творение мира и создание человека. Он заменил падшего человека Собой. Он изменил духовную ситуацию. Демоны потеряли господство над человеком и стали силой внешней, и не могут уже властвовать над человеком, потому что после Таинства Крещения Христос Сам невидимо обитает в человеке и благодать царствует в его сердце. Благодать Божия дается человеку в Церкви через Таинства, и соединение его с Богом возможно только в Церкви. Без исцеления человеческой природы Спасителем невозможно спасение личности, а без воли человека невозможно общение с благодатью - в этом тайна спасения. Спастись - значит найти Бога и самого себя. Спасение - это не отказ от себя как личности. Человек должен освободится не от себя, а от грязного в себе, сохранить свою личность как дар Божий. Человек должен найти самого себя в Евангелии. Ведь Евангелие - это личность Самого Христа Спасителя. Христос дарует нам свободу - эту возможность быть в соответствии с образом и подобием Божиим, дарованным человеку; эту возможность при помощи благодати Божией избавиться от рабства греха, войти в себя, а от себя к Богу и сделаться богоподобной личностью. Важно каждому помнить свои грехи. Забвение своих грехов как черная пелена окутывает ум человека, и тот перестает видеть свет. Через грехи и страсти человек теряет опыт Богообщения. Он перестает чувствовать Бога в своей душе. А нам нужно любить Бога! Апостол Павел говорил «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Вот эта духовная работа, постоянное молитвенное настроение, воззвание и беседы с Богом есть первоначальный путь к Богу. В молитве происходит единение духовных, испорченных грехом сил человека с силами Бога. Происходит преобразование духа и обращение его к Богу. Надо всем нам помнить, что спасение, возрождение и воссоздание человека неотделимы от воплощения Иисуса Христа. Ибо через Воплощение Иисуса Христа человек соединяется со Христом. Да и спасение человеческого рода началось с вочеловечения Бога Слова. Человек был сотворен, чтобы стать богом по благодати, а это достигается непосредственным соединением божественной и человеческой природы. К согрешившему человеку Творец относится не как Судья, а как Отец, и воплощение Христа случилось не ради умилостивления Господа, оскорбленного человеком, а для удовлетворения неизменной любви Бога к человеку. И эта любовь выразилась в явлении Бога во плоти, Который стал человеком, чтобы Подобным спасти подобное. В воплощении Христа Спасителя есть источник спасения человека. Ибо Он реальную природу человека воспринял как неразрывное единство с Собою. Через это единство в человеческой природе уничтожается власть греха и смерти. Смерть может держать только того, кто находится в общении с грехами - источником расстройства и разрушения. Вочеловечивыйся Бог не имеет греха, и поэтому смерть не могла царствовать над Ним. По законам жизни мира, в условиях которого явился Богочеловек, Он должен был умереть. Но по закону жизни Божественной, которую Он носил в Себе, смерть не могла держать Его в своих объятиях. После грехопадения грех стал владеть человеком и повредил те силы души, в которых заключался образ Божий. Грех проник в душу и тело, человек уже не мог сам восстать и восстановить общение с Богом. Только Сам Бог мог восстановить, воссоздать, очистить человека и привести его к Себе чистым и непорочным. И для этой цели Он, как Безгрешный и Всесвятой, берет на Себя все бремя преступлений человеческих, которым падший человек не мог дать оправданий, и умиротворяет Правосудие Божие. Спаситель принимает крестные страдания, чтобы спасти человечество, но прежде одевается в человеческое тело, в человеческую плоть. И поэтому, если бы Бог не воспринял плоти человеческой, то не совершил бы спасение. Но с помощью человеческой плоти, принятой Им, Он очистил и освятил человечество. Душа человека благодатью Христовой очищается от всякой страсти и греха. Как железо посредством раскаления очищается или золото, смешанное с медью и железом, одним огнем отделяется, так и душа посредством принятых страданий Спасителя, разжигаемая и освящаемая Благим Духом, очищается от всякой страсти и от всякого греха. Поэтому без Христа Спасителя невозможно спастись, как невозможно рыбе жить без воды, или человеку ходить без ног, или видеть свет без глаз, или говорить без языка, или слышать без ушей. Так без Господа нашего Иисуса Христа и без действия Божией благодати невозможно познать тайны и премудрость Божию или спастись.Протоиерей Иоанн Монаршек Печаталась в «Православном Слове» в 2007 г.