...У многих людей за семьдесят советских лет сложилось мнение, что Церковь - это всего лишь ''место отправления религиозных потребностей человека''. Но Богу угодно, чтобы Церковь была значимой силой в обществе, стала в нём нравственным авторитетом. Сегодня Церкви как организации отвели определённую нишу в государственно-общественных отношениях:Патриарх встречается с Президентом, архиереев приглашают на важнейшие государственные мероприятия.
.. Но среди простого народа, находящегося под влиянием эсхатологически настроенных ''младостарцев'', господствуют совершенно иные настроения:уход, отказ, отречение от реальности этой жизни, ненависть, нетерпимость ко всему, что на первый взгляд кажется '' неправославным''...В последнее время я много думаю о том, не создаём ли мы, церковные люди, антирекламу нашей Церкви, нашему Господу? Сколко на моей памяти примеров: был нормальный человек, воцерковился - стал зашоренным, категоричным, нетерпимым к ближним своим.Сколько семей на наших глазах распалось после ''воцерковления''одного из супругов?..
В чём же здесь дело? Церковь,её призвание, её дело на земле...То, что делает Бог, всегда выходит качественно, у Него всегда всё ''ВЕСЬМА ХОРОШО''. Если мы - Церковь, Церковь с большой буквы, являемся Его творением, мы призваны качественно нести Евангелие этому миру.Привычные представления о Церкви в обществе должны измениться. Немало мирских людей считают, что Церковь - это, в основном, ''социальный отстой'', собрание неудачников, которые не закрепились и не состоялись в том мире...Считается, что Церковь - социальная служба, куда на старости лет приходят бабушки, куда собираются отбросы общества, слабые, ущербные люди.
К сожалению, такие настроения, такое видение Церкви свойственно сегодня многим православным людям, оно активно поддерживается теми, кто в Церкви взял на себя роль ''учителей закона''. Несчастными, жалкими, немощными, безвольными людьми , конечно, легче управлять. Некоторые ''душепопечители'' так и формулируют цель 'спасения душ'' своих подопечныХ: ''сломить греховную волю''. Но при этом вместе с греховной нередко сламывается ВСЯ воля человека, доверившегося подобного рода духовному руководителю.Для того, чтобы сломить человеку волю, сделать его несчастным и зависимым от ''духовного гуру'', большого ума не надо, больших талантов не надо. Просто начни ''старчествовать'':
-Образование тебе не нужно. К расиво выглядеть - грешно. Спорт - не нужен, и искусство тоже не нужно.Политика - грязное дело. А деньги...Сребролюбие - этобольшой грех и все богатые идут в ад...
Мне больно смотреть, как подобного рода ''наставники''превращают мою Церковь в серое общество зависимых от ежедневных и бесконечных ''батюшкиных благословений'' людей, которые не способны не благовествовать Евангелие, ни достигать каких бы то нибыло значимых высот в современном обществе, ни даже '' без батюшки''хоть как-то обустроить свою личную или семейную жизнь...
Долгое время и я верил в пораженческое христианство, которое лицемерно прикрывается замечательными словами ''смирение- послушание-терпение'', частично или полностью искажая их смысл. Читая святых отцов, внимательно изучая труды митрополита Антония Сурожского, я начал понимать, что смирение - это не безвольная пассивность, а способность с МИРОМ принимать всё, что приносит грядущий день и БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ за результат происходящего. Послушание - способность ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к действию Промысла Божияч и АКТИВНО РЕАГИРОВАТЬ на ситуацию в сотрудничестве с Творцом, терпение - это не безволие ''дрожащей твари'', а ПОСТОЯНСТВО, СТОЙКОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ.
Итак, формула пораженческого христианства : ''пассивность-зависимость-безволие'', а формула побеждающего Христианства ''АКТИВНОСТЬ-ИНИЦИАТИВА-ОТВЕТСТВЕННОСТЬ''.
игумен Евмений
О ПОБЕЖДАЮЩЕМ ХРИСТИАНСТВЕ
По благословению Архиепископа Иваново-Вознесенского
и Кинешемского АМВРОСИЯ
РЕДАКЦИЯ СВЕТ Православия
2006г. 409 стр.