Потерянные деяния
Цель любой науки — поиск истины. Современные исследования николаеведов, опирающиеся на достоверные древние тексты, а также исторические и археологические исследования не умаляют того, что раньше было известно о Свт. Николае, а, наоборот, позволяют значительно больше узнать о его земной жизни.
В древних источниках обнаруживается, например, замечательное деяние Свт. Николая, исключенное из текста его жития в X веке, — деяние о подати. В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя все новых и новых денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда Святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова Святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана. Христолюбивый Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию и попросил прощения у Святителя, щедро одарив его.
А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология (то, что у нас называется Четьи Минеи). В те времена жития святых были основной литературой, которую читали православные люди. И «Деяние о подати» императорские агиографы не включили в жизнеописание Святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях. А казна византийского императора в X веке, как и в IV, очень нуждалась в пополнении.
И тысячу лет это деяние не попадает в житие, как и еще одно — о хлебовозах. В нем рассказывается о том, как Святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И Святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.
Кроме того, много важных подробностей в деяниях Святителя исчезли при переписке. Что-то казалось писцам маловажным. Что-то сокращали из экономии, ведь бумага была очень дорогой.
Два святых Николая
Все пропущенные деяния Святителя и утраченные детали в новой редакции жития, составленного нами, восстановлены. А некоторые недостоверные сведения, наоборот, из нее исключены.
Архимандритом Антонином (Капустиным), замечательным исследователем, в XIX веке было сделано открытие. Он доказал, что древние агиографы допустили смешение двух житий. В Ликии было два святителя Николая. Первый — Николай Мирликийский — жил в IV веке, при императоре Константине, а второй — Николай Пинарский — в VI веке и стал архиепископом при императоре Юстиниане I. Он долгое время был настоятелем Сионского монастыря. Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI веку.
Более поздние переписчики ошибочно решили, что упоминаемые в разных текстах Святитель Николай Пинарский и Святитель Николай Великий — это один человек. Архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…» События из жизни Николая Пинарского стали добавлять в повествование о Николае Мирликийском.
Из-за этого в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский. Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это имена родителей Николая Пинарского.
В конце XIX века архимандрит Леонид (Кавелин), наместник Свято-Троице-Сергиевой лавры, еще сомневался и говорил, что дальнейшие исследования покажут, так это или не так. Сейчас, после фундаментальных работ Густава Анриха, Нэнси Шевченко, Джерардо Чоффари и многих других, сомнения в смешении житий двух святителей с именем Николай полностью исчезли. При этом до настоящего времени ни один автор или редактор жития Святителя Николая Мирликийского не пошел по пути удаления из его жизнеописания сведений и событий, относящихся к другому ликийскому святому. Впервые это сделали мы с архимандритом Владимиром (Зориным) при издании нового текста жития святителя Николая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Простое чудо
Надо сказать, что Святитель Николай не раз чудесным образом помогал и мне. Мы с архимандритом Владимиром (Зориным) заканчивали написание жития св. Георгия Победоносца. И хотели посетить Каппадокию, родину великомученика. Пришли к одному из спонсоров, а он вдруг говорит: «В Турции уже жарко, туров сейчас очень мало, а у меня едет группа моих сотрудников по Италии: Милан, Венеция и Рим,— у них случайно освободилось два места. Езжайте лучше с ними». Он позвонил в агентство, ему сказали: «Поздно, сегодня последний день». – «Последний — вот и оформляйте». – «Сейчас уже обед, у них же нет с собой паспортов». – «Нет, у них паспорта с собой, они собирались в Каппадокию». – «Ну, присылайте с секретарем их паспорта…»
И попали мы в Италию, приехали в Венецию. Где находится храм Свт. Николая, не знаем. Поселили нас на острове Лидо. На следующий день — экскурсия на Санта-Марко, главный остров города. И тогда от экскурсовода мы узнали, что гроб с мощами Свт. Николая находится в храме на Лидо. Нужно, сказала она, сесть на такой-то катер. Дело шло к вечеру, мы очень устали. Решили, что отправимся к мощам Святителя на следующий день. Но по ошибке перепутали катер, и он доставил нас не к причалу нашей гостиницы, а к причалу у храма Свт. Николая. Мы зашли в храм. Дверь открыта, внутри никого. Через несколько минут вышел настоятель патер Джованни Палудет. Оказалось, что он в отпуске и заехал в храм на 15 минут, для того чтобы забрать тираж только что вышедшей книги о мощах Свт. Николая в Венеции. Если бы мы приехали на следующий день, мы бы эту книгу не получили. Мы вошли в храм в ту минуту, когда патер Джованни уже собирался из него уходить и еще две недели быть в отпуске.
Он с нами разговорился. Мы плохо понимали его, а он плохо понимал нас. Патер Джованни знал только итальянский, и казалось, наши попытки объясниться с ним на английском языке были безнадежны. Но позже, когда в Москве была переведена его книга, оказалось, что мы все поняли правильно.
Прошло время, и мы с архимандритом Владимиром (Зориным) завершали работу над новым изложением жития Свт. Николая. Нам очень понадобилась книга исследователя мощей Свт. Николая антрополога Луиджи Мартино. Наконец нам из Бари привезли последний продававшийся экземпляр этой книги. Нужно было перевести с итальянского (я не читаю по-итальянски) некоторые очень важные места из книги Мартино — например, о болезнях Свт. Николая, свидетельствующих о том, что он довольно долго сидел в тюрьме при Диоклетиане.
Через несколько дней ко мне должен приехать переводчик. Житие практически готово к печати. Переводчик приезжает. Книги нет. Она лежала на столе; но ее нет! Я искал в своей квартире так, как никогда в жизни ничего не искал. Я думаю, никакие органы не смогли бы провести более тщательный обыск. Я искал и в книгах, и между книг, и где угодно, и в столе, и под столами, и под диванами. Но книги не было. Мы собрались с архимандритом Владимиром в Можайск. Это была пятница, а в понедельник макет уже надо было сдавать в типографию. И я помолился: «Святитель Николай, верни мне книгу профессора Мартино, она сейчас мне очень нужна». И мы поехали в Можайск. В тот храм, который Свт. Николай на иконах держит на ладони. Когда мы приехали в Можайск, жена позвонила по мобильному телефону и сказала, что книжка нашлась. Как она могла найтись? Мне это казалось невозможным, потому что я разве что под паркетом не искал. Оказалось, жена устроила генеральную уборку. В моем кабинете стоял стол — десять лет на одном месте. Ни с того ни с сего она решила перенести стол в другое место, при этом на пол упала потерянная книжка: она висела между задней стенкой стола и стеной. Могло пройти еще много лет, и мы не смогли бы найти столь необходимый нам труд, если бы не эта, казалось бы, случайность. Когда я вернулся из Можайска, пришел переводчик, и мы успели к сроку внести в текст книги все необходимые добавления. Вот такое простое, но весьма своевременное чудо совершил Святитель после того, как я с верой призвал его помочь мне.
В подражание милосердной помощи, оказанной Святителем Николаем трем девицам (он спас их от нищеты и поругания, тайно подбросив в их дом мешочки с золотом), в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Сначала это были яблоки и сладкие булочки. Считалось, что их незаметно подбрасывает Святитель Николай, именуемый на Западе Санта-Клаусом. На иллюстрации: изображение этого эпизода из жития Святителя, XIII век
А.В.Бугаевский