Братья и сёстры! Мы все с вами когда-то были новоначальными. С нами случались искушения, которые повергали нас в уныние или в сомнения, или даже уклонения от веры. Мы все ищем истину, задаём вопросы, рассказываем о наболевшем. И наверняка мы искренне благодарны тем людям, через которых в свое время Господь открыл нам понимание того или иного вероучительного, богословского, уставного или бытового, связанного с благочестием вопроса.
Также благодарны тем, кто принял нас такими, как мы есть, и не оттолкнул, но оказал помощь. Мы с легкостью можем вспомнить, сколько было "глупых" вопросов у нас самих в начале нашего пути к Богу, на пути оступления, падения, сомнения. Постарайтесь, чтобы за ваши ответы люди тоже были вам благодарны.Воздерживайтесь, пожалуйста, от иронии, двусмысленных замечаний и высказываний не по существу вопроса.
В теологических вопросах по возможности ограничьте объем излагаемых знаний рамками катехизиса и общепринятой сейчас церковной практикой. Лучше всего, если вы приведете хорошую ссылку на материалы официальных православных сайтов.
Приведем простейший пример.
Вопрос:
"Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, является ли падение свечи каким-либо "знаком"? Вчера я ставила свечу Всем Святым и во время молитвы плохо закрепленная мною свеча упала на пол. Я молилась свв. Петру и Февронье о благополучии брака. Как-то это грустно "
Недопустимый вариант ответа:
"Что Вы всякую ерунду спрашиваете? Самой что ли непонятно, что никакого значения это не имеет?"
Нежелательный вариант ответа:
"Ну, и мнительны же вы. Ох, как не повезло Вам! Вы теперь будете знать о себе, что Вы суеверная. "
Замечательный вариант ответа:
"Успокойтесь, имярек.
Отнеситесь с пониманием к тому, кто слаб. Не судите их слишком строго за их казалось бы "богохульные" вопросы. Ответьте с кортостью и вежливостью.
Откровенное еретичество и поругание веры Православной (а его видно явно и отчётливо, как вспышку молнии в небе) - лучше обойдите стороной, проигнорируйте, как учат отцы
Возлюбленные о Господе братья и сестры, смиренно относящие себя к новоначальным! Мир вам! Надеемся, что вы с любовью и снисходительностью отнесетесь к нашим убогим ответам и не будете судить слишком строго .
_________________
По крайней мере, Христианин, не скор буди усты твоими (Еккл.5,1); давай себе размыслить, во благо ли тебе и другим будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя.
Филарет Московский, свт.
Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите худо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не уничижайте никого ни словом, ни в сердце, отнюдь не ропщите ни на кого, не подозревайте никого в каком-либо зле.
Авва Исаия
Если услышишь о погрешности брата твоего, не передай такого сведения кому-либо другому: таким поступком нанесешь смертельную язву душе твоей.
Авва Исаия
Находясь между братиею твоею, наблюдай за собою, чтоб тебе никак не выказаться в чем-нибудь праведнее их.
Дорофей, авва
Никто не говорит ближнему своему: "зачем ты не любишь меня"? Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви.
он же.
Ах, братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем, как бы небывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупейшие мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа диаволу угождаем.
Иоанн Кронштадтский, св.
Не должно подавать ближнему никакого соблазна своим поведением.
Игнатий (Брянчанинов), свт.
Словопрение - самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное... Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее - молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему.
Игнатий (Брянчанинов), свт.
Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими; ибо это признак чистоты. С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один.
Исаак Сирин, преп.
Мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем он видит совершенства. Если же сам себе кажется совершенным, то, сравнивая с собой брата, находит его худым.
Авва Исаия
Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми. В противном случае мы будем возбуждать в себе обольстительное мнение, что мы смиренны.
Игнатий (Брянчанинов), свт.
В глубине души кроется высокое мнение о себе, ценение себя. Это косвенно узнается по тому, что человек не терпит никаких обличений или терпит с великим трудом.
Никон (Воробьев), игум.
Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым для Бога. Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего, подобно реке, источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших.
Исаак Сирин, преп.
Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено (Кол. 4, 6), да даст благодать слышащим; всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29)
Иоанн Кронштадтский, св.
Тщательно внимай себе и если кто-либо оскорбит тебя, а в тебе от этого возбудится печаль, или гнев, то сохрани молчание, никак не дозволь себе сказать в это время что-либо неприличное. Когда же молитва успокоит твое сердце, тогда объяснись кротко и мирно с братом.
Авва Исаия
Сказал старец: лучше желаю учиться, нежели учить. Также сказал: не начни учить преждевременно: иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму.
Отечник
Остерегись рассердиться на кого-либо, - прощай всем.
Антоний Великий, преп.
Всего, что не любишь сам, того не делай другим. Не любишь, чтоб тебе говорили неприятное: не говори неприятного другим. Не любишь, чтоб тебя оклеветывали, не оклеветывай других. Не любишь, чтоб кто злоречил, бесчестил тебя, похищал твое, или делал тебе что подобное: и ты ничего такого не делай никому. Если кто возможет сохранить эти слова, - они достаточны для его спасения.
Отечник
Неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя; да и в другое время не должно делать сего для того, чтобы мстить за себя.
Дорофей, авва
Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам.
Игнатий (Брянчанинов), свт.
Смиренномудрый даже не имеет языка сказать о ком-либо, что он нерадив или небрежет о спасении своем. Он не имеет очей, чтоб видеть недостатки других. Он не имеет ушей, чтоб слышать слова и разговоры душевредные. Он не заботится ни о чем временном: заботится единственно о грехах своих. Он сохраняет мир со всеми ради заповеди Божией, а не по причине дружбы по началам человеческим. Тщетны труды того, кто, вне смирения, постится много и несет тяжкие подвиги.
Авва Исаия
Составлено по материалам сайта "Доброе Слово"