В завершение своего визита в Санкт-Петербургскую епархию в Ледовом дворце северной столицы Святейший Патриарх Кирилл выступил перед студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие друзья! Для меня большая радость встретиться сегодня с вами.
Я сожалею, что свет в зале установлен так, что я не могу видеть ваших глаз. Но я многое чувствую, даже если глаз не видно; я чувствую ваше настроение. Я понимаю, что встреча с Патриархом для многих людей сегодня происходит в первый раз. Я сознаю ответственность, которая лежит на мне сегодня, — сказать нечто, что реально помогло бы вам в жизни.Сейчас я ехал в машине и думал: если в какой-то самый ответственный момент жизни, когда будет решаться ваша судьба, когда перед вами будет стоять страшная по своей значимости дилемма — поступить так или иначе, — вы, вспомнив мои слова, поступите правильно, это будет величайшей наградой мне, и не только мне, а всем тем, от имени которых я буду сегодня говорить, а я буду говорить от имени многих.
С Петербургом связана лучшая часть моей жизни. Я был таким, как вы — студентом, школьником, я здесь учился. Это мой родной город, родные улицы, родные силуэты домов, и поэтому, когда приезжаю сюда, я чувствую, что приехал домой. Я радуюсь тому, что именно в Санкт-Петербурге, своем родном городе, я впервые выступаю перед столь большой молодежной аудиторией. Поэтому позвольте начать свое слово с выражения радости по поводу нашей встречи. Я хотел бы сердечно поблагодарить всех устроителей этой встречи и, конечно, всех участников.
Что является самым главным для человека? К чему устремляются наши помыслы? К чему устремляется и на чем фокусируется наша жизненная энергия? Ответ на эти вопросы чрезвычайно важен. Конечно, существует много разных ответов на вопрос о том, что есть главное в жизни. Но, наверное, если свести к некоему общему знаменателю все частные выборы в пользу того или иного «главного в жизни», то это понятие можно описать одним простым человеческим словом: счастье. Если вы спросите человека: «Что вы хотите в жизни?», один вам ответит: «Я хочу стать министром». А другой скажет: «А я хочу выйти замуж» или «Жениться, иметь большую семью». Третий сообщит: «А я хочу быть богатым процветающим человеком». Ответов может быть множество, но если привести их к общему знаменателю, то ответ один: «Я хочу быть счастливым».
Мне приходится часто встречаться с пожилыми людьми. Бывало так, что я как священник напутствовал умирающих. Я имел возможность говорить с людьми, которые прожили уже всю свою жизнь, и должен вам сказать, что очень часто человек, приближаясь к концу жизни, не чувствует себя счастливым — жизнь прошла, а самая главная цель не достигнута. Поэтому я хотел бы сегодня поговорить с вами о счастье.
Размышляя над этой темой, я вдруг неожиданно вспомнил замечательные слова Мартина Лютера Кинга. Я встречался с этим человеком в далеком 1968 году, когда уже была достигнута некая победа в борьбе цветного населения Соединенных Штатов за свои права, и слышал его выступления. И вот в одном из этих выступлений он сказал замечательную фразу: «У меня есть мечта». Он не был мечтателем, он был блестящим политиком, оратором, христианским пастором. Но у него была мечта, и эта мечта привела к совершенно конкретным свершениям. Я думаю, что счастье, о котором мы с вами рассуждаем сегодня, есть то, что возникает в сознании человека как, может быть, некая иллюзия, как мечта. Но одни эту мечту осуществляют, а другие — нет. Более того, считая, что возникшая мечта есть реальный образ человеческого счастья, люди, достигнув того, о чем мечтали, вдруг к удивлению своему сознают, что они очень далеки от подлинного счастья.
А теперь давайте подумаем о том, как мы себе представляем человеческое счастье. Ну конечно, счастье — это благополучие, это здоровье, это хорошая семья, это материальный достаток, это хорошая работа, это образование. Из всех этих параметров и складывается некий образ счастливой жизни. И это правильное представление о счастье — счастье действительно определяется многими факторами.
Но вот что происходит в реальной жизни: человек начинает свой жизненный путь, в молодости у него, как и у Мартина Лютера Кинга, есть мечта — своя собственная мечта, связанная с профессиональной, общественной деятельностью, с семейной жизнью, с личным успехом. А потом вдруг в какой-то момент оказывается, что эту мечту невозможно реализовать, и происходит изменение вектора жизни, мечта распадается, идеалы разрушаются, и человек становится совсем другим — в нем развивается цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой разрушительной внутренней критике свою мечту, называя ее чем-то наивным, нереалистичным. Высокие идеалы, которые чаще всего связываются с юношеской мечтой и вплетаются в понимание молодым человеком счастья, с течением лет подвергаются осмеянию и забвению, и можно слышать: «Ну какими же мы были дураками! Во что мы верили!»
Вы помните, конечно, замечательный роман французского писателя-фантаста Жюля Верна, в котором речь идет о том, как люди путешествуют из одной части света в другую; вы помните, как сильно их путешествие зависит от такого технического приспособления, как компас. Если на компас ничто не воздействует, то движение осуществляется в правильном направлении, но если на компас оказать воздействие со стороны, то стрелка его отклоняется, и происходит нечто очень опасное: корабль сбивается с курса.
Каждый человек устремляется к своему счастью, но как много сторонних сил, которые воздействуют на человеческое сознание и меняют направление движения! Подобно компасу, этот чувствительный инструмент начинает терять верную ориентацию, и стрелка вдруг показывает совсем в другую сторону. И человек, у которого была мечта, который в детстве и юношестве эту мечту формировал, лелеял и желал ее достичь, вдруг сворачивает с пути, потому что компас показывает в другую сторону и нужно следовать туда, куда не хотелось идти. И ведь не разглядеть сразу, что явилось причиной этой подмены, и почему изменился курс! А курс меняется потому, что на человеческую личность оказывается колоссальное воздействие внешних сил, и оно часто выбивает человека из колеи.
Сегодня мы живем в условиях, когда на нас особенно сильно воздействует среда: через средства массовой информации, через стереотипы жизни, через моду. С одной стороны, человек становится все более и более свободным; с другой стороны, он делается все более и более детерминированным в своем поведении, и происходит это так, что мы просто не замечаем этих решающих для своей жизни воздействий со стороны внешней среды.
Идеалы молодости — наиболее правдивые, чистые и светлые. Как же сохранить мечту, как сохранить идеалы, которые в молодости особенно ярки? Очень важно понимать, что является тем компасом, который указывает правильный путь. Имеет ли вообще человечество такой компас, который указывает направление к счастью? Позвольте мне сказать: человечество имеет такой компас, и он не является результатом приобретенных знаний или воздействия среды. Он является онтологической частью нашей человеческой природы — Бог, сотворив человека, пожелал этот компас вложить в его природу.
Этим компасом является врожденное нравственное чувство. И когда некоторые ученые говорят нам, что нравственность — это нечто приобретенное, и на формирование ее влияют внешние силы, на это следует ответить простым и весьма легко доказуемым тезисом: удивительно, но где бы ни жил человек, как бы он ни воспитывался, — всегда грех отражается в сердце человека болью. Эта боль есть голос нашей совести. Когда мы поступаем плохо, об этом говорит совесть; когда мы поступаем дурно, то чувствуем внутренний дискомфорт. Конечно, это ощущение можно снять, и для этого есть средства: можно выпить лишнего и забыться со стаканом в руках, можно употребить наркотики, а можно просто убедить себя, что все это предрассудки, что никакой совести не существует.
Кстати, мы очень ловко стараемся себя убеждать; одним из самых сильных аргументов, помогающих нам заглушать голос совести, является попытка сравнивать себя с другими. Совершив что-то плохое, мы чаще всего говорим: а что же я особенного сделал? Вот сосед или товарищ по учебе, ведь он такой и сякой, и что мои небольшие проступки по сравнению с тем, что он делает? Мы очень любим осуждать других людей за то плохое, что они совершают, тем самым оправдывая свои собственные поступки. Это очень опасная и вредная методология, которая разрушает нравственное чувство; она направлена на то, чтобы заглушить голос совести. Вот так работает этот голос, и хотя его можно разрушить, его можно ослабить, но при этом он все равно действует, и мы чувствуем дискомфорт от зла и неправды, которые совершаем мы и которые совершаются в мире.
Нам всем хорошо известно, что движущей силой многих общественных изменений было неудовлетворенное чувство справедливости; собственно, борьба за справедливость лежала в основе многих общественных преобразований. А почему люди борются за справедливость? Каков критерий справедливости, который точно указывает, справедливы общественные отношения или не справедливы? Нет иного критерия, кроме критерия нравственного. Понятие справедливости, ставшее социальным и философским понятием, на самом деле является понятием нравственным. Мы не соглашаемся с условиями жизни, если они несправедливы; люди не соглашаются с законами, если видят несправедливость этих законов. А мерилом является нравственное чувство, тот самый компас, который точно указывает человеку, куда нужно идти. Поэтому для того, чтобы не потерять ориентира в жизни, чтобы не потерять возможность достичь счастья, реализовать мечту, достичь высоких идеалов, нужно самое главное — защитить и сохранить свое нравственное чувство.
Почему мне представляется важным сказать вам об этом здесь, в молодежной аудитории? Потому что молодость есть период возрастания человека, возрастания и духовного, и физического. Природа молодого человека сама по себе такова, что он впитывает окружающую информацию и поступающие из окружающей среды сигналы гораздо сильнее, чем человек зрелый. Так Бог устроил. На этом основывается весь процесс обучения — пожилым людям тяжелее учиться, потому что их сознание уже сформировано, они в самих себе уже имеют некое мерило для оценки того, что происходит. Молодой человек часто еще не имеет такого интеллектуального критерия, поэтому он открыт для восприятия. Мы посещаем лекции, слушаем преподавателей и доверяем им, и через усвоение знаний мы включаемся в поток человеческой мудрости. Но в то же время жизненно важно, чтобы вместе с этим потоком мудрости мы не усвоили вредные и отравляющие сознание и душу идеи.
Человечество пыталось регулировать эти процессы при помощи законов и власти. Вы знаете, что в прошлом существовали господствующие идеологии. Что такое господствующая идеология? Это тоже некий критерий — люди договариваются о том, что именно будет их идеологией, а все, что направо или налево — это ревизионизм, отступление и ересь; идеологические постулаты защищаются силой власти, и в этих стереотипах и постулатах воспитывается человек.
Так создаются идеологические общества, так было устроено наше общество. Но никакому государству, никакой власти не дано на самом деле проконтролировать то, что происходит на уровне мысли и чувств человека. В конце концов, опыт показывает, что самые мощные и сильные идеологии оставались влиятельными в течение жизни двух, максимум трех поколений, а потом эти идеологии исчезали, и люди о них забывали. Мы с вами живем в такое время, когда нет никаких властных критериев, никакой идеологии, никакой государственной политики, направленной на их формирование. Есть только ваши сердца и ваши умы и то, что вы сами в себе формируете, — это и есть критерий, используя который можно отсеять добрую информацию от злой, можно попытаться оградить себя от ложных и опасных для человека влияний, сохранить и реализовать свою мечту, достичь счастья.