На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРАВОСЛАВИЕ

603 подписчика

Доклад об искажении православия (М. Плякин). Проповедь Патриарха в день памяти свт. Филиппа. Даниил Сысоев о ереси царебожия.

Исследованию далеко не безобидного современного околоцерковного фольклора посвятил свой доклад на конференции "Современная православная гимнография" диакон Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. Темой его доклада стали так называемые квазилитургические тексты, возникшие "за пределами регулярных книжных традиций тех религиозных общин, которых в нашей стране принято относить к традиционным". Анализировать подобные тексты о. Максима заставляет не только академический интерес, но и необходимость отреагировать на активность их авторов в Интернете, привлекающую новых адептов к идеологии, радикально искажающей христианство.

Как отмечает автор доклада, "околоцерковные" фольклорные тексты чаще всего совпадают с традиционными богослужебными текстами по форме, но кардинально отличны от них по содержанию; это тексты "как бы" литургические, ибо их употребление не является "общим делом" Церкви и не может быть таковым". Однако ряд подобных текстов предлагается их авторами "к реальному молитвенному употреблению", а многие из них уже вошли в молитвенный обиход некоторых групп внутри Русской Православной Церкви – их-то и анализирует о. Максим в своем докладе.

 

Автор разбивает весь массив современных квазилитургических текстов на три условные группы: "политические", "национальные" и "собственно религиозные", в соответствии с их "доминантными" идеями.

К первой группе он относит "квазигимны, отображающие определенное политическое мировоззрение и акцентирующее именно на нем центр жизни христианина". Из них, как замечает исследователь, в наибольшей степени восприняты церковным народом тексты, проецирующие на христианство монархические идеи, а наиболее заметный пласт "монархических" текстов, в свою очередь, связан с богослужебным почитанием святых Царственных страстотерпцев. Анализируя искажения церковного Предания в неканоничных богослужебных текстах этого типа, автор приходит к выводу, что "неумеренные почитатели" царя-страстотерпца создали свое собственное "богословие с разработанной христологией (в роли Христа – святой царь Николай), сотериологией (условием спасения ставится не жизнь во Христе и сопричастность Его благодати, даруемой в Церкви, а распространение фотографий членов царской семьи), экклезиологией (только истинные монархисты могут быть истинными священниками) и эсхатологией (Царь – наше чаяние на Небеси!)". Так отринувшая соборный разум Церкви религиозность "вырождается в языческий по сути своей культ, который его последователи пытаются навязать всей церковной Полноте", – – утверждает о. Максим.

О ком идёт здесь речь - догадаться несложно - о мощной секте внутри правослаия - царебожниках.

 

К группе "политических" текстов исследователь относит и целый "богослужебный" цикл в честь царя Иоанна IV Грозного, в который входят полная бденная служба с малой вечерней и два акафиста. По мнению автора, в этих текстах "собраны все добродетели идеального царя, которые проецируются на конкретного исторического деятеля – Иоанна IV". К этим мотивам добавляется еще одна мифологема, которая содержится в заголовке одного из акафистов: "Акафист покаянный Святому Благоверному Царю-Мученику Иоанну Грозному, за Веру Православную со сродниками убиенному и оклеветанному". Здесь царь Иоанн IV превращается в оклеветанного мученика за веру. Докладчик замечает, что даже хрестоматийно известные печальные эпизоды жизни царя подвергаются эпическому переосмыслению: "Радуйся, кровью святителя Филиппа, от еретиков коварно убиенного, без вины помазанный". В молитвословии, обращенном к Ивану Грозному, так же, как и в других текстах этой группы – – тропарях "Святому Благоверному Императору, Отцу Отечества нашего Петру Великому" и "Святой Благоверной Императрице Екатерине Великой" критерием "святости" является "скорее политическая их деятельность (сама по себе довольно спорная), нежели христианские добродетели".

Обобщая, автор доклада называет характерные черты упования тех, кто "прибегает в молитве" к "вождям": это "жесткая автократия, при этом монархия на земле провозглашается подобием Небесного Царствия, а политические цели и свершения подменяют собой подлинно христианские добродетели". Одним из нравственных последствий этого видения является "принципиальное одобрение насилия в отношении определенных групп людей". "В результате на место богозавещанного единства приходит "ненавистная рознь века сего", как определял это явление преп. Сергий Радонежский, что лучше многих слов изобличает суть данных околорелигиозных течений", – – делает вывод автор.

В той же серии "фальсификатов, на основе которых создаются культы "новых великих святых", о. Максим относит почитание "священномученика Владимира Нового Дивеевского" (иеромонаха Владимира (Шикина),  "пророка Божия Григория Нового" (Григория Распутина-Новых), "схиархиепископа Нектария Русского" (протоиерея Николая Гурьянова, почившего духовника Псковской епархии, уважаемого старца, которого в своих "трудах" оклеветала Татьяна Гроян). Что касается последнего из упомянутых, то он, по словам выступавшего, как "несомненный праведник имеет все шансы со временем быть прославленным в нашей Церкви". Однако "сказки о "тайном схиархиепископе Нектарии Русском", благословившем почитание во святых "святого великомученика Григория" Распутина и "святого благоверного Царя Иоанна" Грозного, в изобилии представленные в РуНете (и тиражируемые в бумажной печати) – не просто спекуляция именем почившего духовника, но, несомненно, провокация, которая аукнется Русской Церкви в те дни, когда станет вопрос о гласном прославлении праведного Николая Псковоезерского", –– считает о. Максим.

Рассмотрев еще несколько вариантов околоцерковных мифов в форме квазибогослужебных текстов, он делает общий вывод: "При всем различии форм и "адресатов" этих текстов, внутренне их всех роднит отрицание тех путей, которые предлагаются Церковью для духовного роста и совершенствования Ее чад. Будь то фальсификация церковной истории и житийного материала, почитание сомнительных личностей как святых (с одновременным провозглашением всех несогласных "жидовским сонмищем") или смещение "вектора жизни" христианина от Небесного к земному – все это лишь разные виды того радикального искажения христианства, в котором предлагаются различные суррогаты вместо истинного Центра нашей жизни – Самого Иисуса Христа, в свете Которого становятся очевидны те подмены, которые пытаются представить церковные оппозиционеры". В заключение автор доклада подчеркивает, что "лишь просвещение церковного народа вкупе с богословским контролем со стороны священноначалия могут быть лекарством от распространения в церковном народе существующих квазигимнов, подобных рассмотренным, или появления новых".

 

Патриарх кирилл  опровергает теорию выдвижения в кадидаты на канонизацию царя Иоанна Грозного. Впрочем, царебожие жёстко и безосновательно  критикует  и клевещет на главу РПЦ. Однако все знают поговорку: "Кому Церковь не Мать - тому Бог - не Отец"

 

             

 


ЕРЕСЬ ЦАРЕБОЖИЯ.            

Священник Даниил СЫСОЕВ

 

И вот уже находятся большие группы людей, создавшие
свою догматику и фактически альтернативную «церковь» внутри Русской
Православной Церкви.

Перейдем к рассмотрению этих, уже оформившихся сект.
Самой громкой из них является «Братство Царя-Искупителя». Идеологом ее
является некий В. Кузнецов. В нее также входят бывшая келейница о.
Николая Гурьянова с о. Залит, самочинно именующая себя схимонахиней
(видимо, «Шаталовой пустыни») Николаей (Гроян) и известная певица Жанна
Бичевская. Поддерживает это движение благочинный одного из округов
Ивановской епархии игумен Митрофан.

Эта секта придерживается уже разбиравшейся выше
царебожной ереси. Но кроме этого, они утверждают, будто царь является
главой Церкви, а раз иерархия отреклась от царя и признала временное
правительство, то законной Церкви на земле уже нет, сейчас церковь
ОБЕЗГЛАВЛЕНА, а в невидимую Церковь входят только те, кто признает
невидимую власть духовного царя. Царь, по мнению этих еретиков,
неподсуден церковному суду и может делать все, что хочет. Они исповедуют
своеобразный экуменизм - теорию ветвей, но только не в обновленческой
форме, а более узко - они считают, что и наша Церковь, и
раскольники-старостильники всех 14 расколов, которые существуют в
Греции, и катакомбники - все члены единой церкви. Хотя мы знаем, что
Церковь есть тело Христово, она существует в евхаристическом общении.

Доктрины царебожников придерживаются и члены секты А.
Макеева «Опричное братство св. Иосифа Волоцкого», которые выступают с
идеями «православного террора» и обещают отрубить голову Святейшему
Патриарху прямо в Храме Христа Спасителя [10 - Макеев А.М. Параллельное
Православие. Опричное братство св. прп. Иосифа Волоцкого. Киев. 2002. С.
50], утопить в Москва-реке С. И. Носенко - редактора журнала
«Благодатный огонь».

Весьма знаменательно, что аналогичные идеи разделяют и
сторонники РНЕ Баркашова [11 - К слову сказать, Баркашов не является
христианином ни с какой точки зрения. Он придерживается ереси Маркиона,
осужденной еще во 2-м веке, так как отвергает Ветхий Завет и называет
Бога Ветхого Завета сатаной. В этом он следует популярному среди многих
«патриотов» ученому Л.П. Гумилеву]. В газете Всероссийского Движения
Русского Национального Единства «Для русских людей» мы читаем: «Царь
Николай предупреждает: России суждено пережить катастрофу» (№3, 2002). А
в статье «Осененные свастиками» поются дифирамбы о. Сергию, священнику
села Лупачева Ярославской епархии (водрузившему на храм «гамматические
кресты» - попросту говоря, свастики), с большой симпатией относящемуся к
Гитлеру. Газета сокрушается, что после таких откровенно фашистских
настроений «епархия батюшку сняла с должности»... Характерно, что здесь
идеи «православного террора» получили своеобразное развитие: газету
украшает символ палачей-опричников - метла и песья голова. Очевидно, это
идеал «опричного» христианства, нравственность которого ярко выразил
историк Иван Виноградов из Нижнего Новгорода в статье «Факты против
домыслов» («Русь православная». №№3-4. 2003). Оправдывая зверства Ивана
Грозного «государственными интересами», доказывая необходимость
канонизации тирана, он подводит под злодеяния такую духовно-нравственную
базу: «В те времена публичные казни считались проявлением своеобразного
милосердия к заблудшим душам грешников», «да, Иван Грозный брал на себя
ответственность за казни, но он вместе с палачами выступал не только в
роли судьи, несущего возмездие за преступления, но и духовного врача -
заступника грешников, через предсмертные страдания плоти стремящегося
облегчить их загробное наказание».

Не будем говорить о полной и очевидной бессмыслице
«заступничества», согласно которому не покаяние облегчает участь
грешника, а как можно более жестокие предсмертное мучения. Думаю,
сторонникам царебожия стоило пересмотрев свое отношение к
римско-католической церкви и канонизировать великого инквизитора
Торквемаду. При таком оправдании, вернее, даже канонизации зла, можно «с
чувством исполненного религиозно-нравственного долга» говорить о
канонизации тирана минувшего века - Иосифа Сталина! Что уже и
происходит, как мы видим...

Но вернемся к «Братству Царя-Искупителя». Другим
отличием этой секты является совершенно еретическая эсхатология,
излагаемая Ж. Бичевской. «Братчики» утверждают, что антихрист уже
воцарился духовно (это учение было известно и раньше - его
придерживались раскольники-старообрядцы, из-за чего и происходили их
массовые самосожжения) и ставит «духовную печать» [12 - Интересно, что
об этом говорят не только они, но и борцы с ИНН, уверяющие, перепись -
это печать антихриста. До того печатью антихриста называли ваучеры,
обмен денег - и нынешний, и 1961 года, вступление в колхоз тоже было
«печатью антихриста» Таких «печатей» в разных видах за все время
накопилось, наверное, не одна сотня...]. Ссылаясь на «предание старцев»
(особенно покойного о. Николая с о. Залит, которого они считают
катакомбным схиепископом Нектарием, спекулируя на имени уважаемого всей
Россией священника), сектанты утверждают, будто кончина мира будет
происходить таким образом. По их убеждению, антихрист не будет
властвовать в России - это новое достижение в области богословия,
учитывая утверждение Иоанна Богослова, что антихристу поклонятся ВСЕ
народы, племена и языки. В России воцарится православный царь, который
заменит всю иерархию и станет во главе Церкви, а в остальном мире будет
царствовать антихрист. Царь сразится с антихристом и убьет его. Мы -то,
люди грешные, думали, что Христос убьет его дыханием уст Своих, как об
этом написано во втором послании к фессалоникийцам нет, оказывается
убьет его православный царь. После этого к торжествующему царю явится
Христос, очевидно, чтобы его наградить. Царь отдаст ему свою корону - и
начнется тысячелетнее царство Бога на земле [13 - Учение о тысячелетнем
царстве, которое сейчас выдается за особое, новое видение Православия -
это ересь хилиазма, осужденная на 2-м Вселенском Соборе (поэтому в
Символе Веры и утверждается: «Его же Царствию не будет конца»)]. Всех
врагов своих сектанты «разорвут в клочья» («Мы врага настигнем по его же
следу и порвем на части, Господа Хваля» - дословная цитата из песни Ж.
Бичевской, которая именно так представляет себе торжество «опричных
идеалов», провозглашаемых почитателями Ивана Грозного). Но наступлению
Этого «светлого будущего» мешает то, что Церковь не желает
канонизировать Распутина и Ивана Грозного.

Это «Братство Царя-Искупителя» возникло в результате
деятельности хлыстовской секты пелагеевцев. Основание ей положила
деятельность Пелагии Рязанской, которую они считают величайшей святой.
Возглавлял эту секту некто Петр, который, по рассказам рязанских
священников, сеял смуту во множестве приходов епархии. Материалы этого
движения регулярно публикуются в газете «Жизнь Вечная». (Эта газета
сейчас является официальным изданием секты и распространяется на
православных выставках и крестных ходах).

Приведем лишь несколько цитат из высказываний
«блаженной Пелагии», чтобы понять, что перед нами опять звучит знакомый
гностический мотив. «"Страшным магом был Хрущев, - говорила блаженная
девица Пелагия. - Он жаждал умертвить одну треть населения и поэтому
приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, чтобы истощать
землю!" (По молитвам Пелагии - и ее одной - Хрущев был снят). "Вот какая
цель будет у нашего духовенства: открыть двери антихристу Раньше
Церковь готовила народ для рая, а теперь для ада. Священство и народ не
знают как перекреститься. Сделано все умышленно. Большинство духовенства
не имеют разума, Бога и народ не любят. Все сделано духовенством, чтобы
народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении!
Блаженная Пелагия предсказывала, что в последние времена будет повышение
пенсии, и объясняла, что это к приходу антихриста... "У Ария
разверзлось чрево и выпал кишечник - по молитве святителя Афанасия
Великого. Вот был молитвенник пред Богом!.. Первосвященники при помощи
помещиков свергли царя! За это их постигло: кровь, мучения и смерть. Это
и есть отступление от постановления Святого Духа, которое не простится
вовек! Все в руках Патриарха и архиереев, но они - за безбожную власть!"
Большинство духовенства страшно боится таких прозорливых людей, как
Пелагия!.. "Ведь и Спаситель пошел против священников, обличая их, а они
прям зубами скрипели", - говорила Пелагия Рязанская». [14 - Диакон
Андрей Кураев. Оккультизм в Православии. М., 1998. С. 209-210, 212-213]

Опять мы видим яростную хулу на Церковь и на
священство, прикрывающуюся личиной ревности о чистоте Православия,
которое для сектантов заключается лишь в правильном крестном знамении.

Секта эта действует не только на Рязанщине, но и в
других местах. Так, ректор Вологодского духовного училища протоиерей
Василий Павлов написал по поводу деятельности секты «пелагеевцев» в его
епархии: «Что же это за православные и чем они отличаются от враждебных к
нашей Церкви сектантов? Ведь сущность сектантства как раз и заключается
в превозношении над своей Церковью и отделении от нее. Дух гордыни и
духовной прелести, властолюбия и соперничества, столь заметный в учении
Пелагии Рязанской, разве не тот же, что у Марии Цвигун, Порфирия Иванова
и других "харизматических" (т. е. озаренных "свыше") вождей! Очевидный
знак сектантства - то зло, которое оно сеет вокруг себя. Принесла свой
вредоносный плод и статья из "Жизни Вечной". "Слышу, за спиной шум
какой-то и даже стук стоит, - рассказывает настоятель одного из
вологодских храмов. - Оборачиваюсь и вижу, как женщины в тяжких усилиях
стараются дотянуться рукой чуть ли не до собственных лопаток". Поясним,
что главная идея пелагаиных откровений состоит в том, что "священство и
народ не знают как перекреститься Все сделано священством, чтобы народ
молился небрежно, хотя вся сила в крестном знаменит". Вопреки мнению
Пелагии добавим, что для спасения и жизнь христианскую надо приложить, и
про две наибольших заповеди не забыть (Мф. 22, 35-40), и на Бога
надеяться. Не руками же, в самом деле, спасаемся У "прозорливой" Пелагии
все это опускается как маловажное, "а вся сила в том, что при
правильном сложении перстов из них исходит огонь! И когда мы наносим на
себя крестноезнамение,1то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает
наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и
поэтому очищается от всего дурного и страшного - все сгорает! Поэтому,
чем больше мы крестимся, тем чище кровь...". Странная, прямо-таки
оккультная смесь магии и физиологии Нет нужды говорить о других
странностях этого "православного" назидания (чего стоит перевод слова
"адвентисты" в том смысле, что они "ад винтят")... Вынужденные
всматриваться в зловещие черты сектантства инославного, постараемся
опознать их и под маской Православия"» [15 - Цит. по: Диакон Андрей
Кураев. Оккультизм в Православии. М.,. 1998. С. 306-307].

В нашей работе в Душепопечительском Центре нам уже
пришлось столкнуться с реальностями внутренней жизни этой секты. Она
имеет четкую структуру, напоминающую тоталитарную. Для вступления в нее
требуется пройти специальный чин присоединения «от жидов приходящих», не
имеющий ничего общего с тем чином, по которому согласно Требнику
присоединяются иудаисты. Этот чин проводят какие-то два священника из
Рязани (их имена мне, к сожалению, не известны). Человек также приносит
покаяние в грехе цареубийства. Сектанту рекомендуется отказываться от
имущества в пользу руководства секты. Есть случаи попыток продажи
квартир в пользу руководства секты и даже сообщения о рабских работах
«на царское дело», практикующихся в данной общине.

Картина дня

наверх