На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРАВОСЛАВИЕ

603 подписчика

С чем едят тыкву, или Хэллоуин как он есть

 

С чем едят тыкву, или Хэллоуин как он есть31 октября. Россия. Большой город. Вечер. Сгущающиеся сумерки этого дня

с каждым годом все больше настораживают — на улицах то тут, то там начинают проступать очертания зловещих призраков с огненными очами, над автомагистралями повисают ведьмы.

Из метро вдруг появляются шумные толпы рогатых существ, покойников, бесов… Что происходит? Откуда все это появилось и куда оно может привести?

Это так называемый Хэллоуин — один из древнейших праздников в мире. А точнее, мистический карнавал, в котором переплелись дохристианская языческая традиция кельтского фестиваля мертвых и чествования злых духов Самхэйн, римского Дня Помоны и католического Дня всех святых.

Что было, когда не было тыкв?

История Хэллоуина насчитывает не менее двух тысячелетий. Свое начало он берет в кельтской мифологии как «фестиваль мертвых», отмечался в последний день года по кельтскому календарю, который приходится на 31.

Экономика древних кельтов, обитавших на землях современной Великобритании и северной Франции, базировалась на скотоводстве. Поэтому их календарь был привязан к циклу сельскохозяйственных работ. В октябре собирали урожай, овец пригоняли на ближние пастбища, весь рогатый скот следовало подготовить к зиме, а завершение сельхозработ знаменовало конец старого годового цикла и зарождение нового, открывающегося холодным и темным сезоном, ассоциирующимся с процессом угасания жизни — смертью. Именно поэтому на 31 декабря приходится самый главный кельтский праздник Самхэйн (Samhain), названный так по имени страшного языческого князя тьмы и повелителя мертвых, который в это время брал в плен Солнце (верховное божество).

Для кельтов это была самая страшная ночь в году. Согласно их мифологии, в ночь Самхэйна не только лето сменялось зимой, а день — ночью, но и жизнь — смертью, а все барьеры между материальным и сверхъестественным, миром живых и миром мертвых временно размывались, и между ними открывались ворота в прошлое и будущее. Время и стихии становятся доступны в настоящем, а человек на время имеет возможность выйти за пределы своего времени и осознать свое место в бесконечных коридорах бытия и может с наибольшей легкостью проникнуть в мир теней. Однако переход в другое пространство или время рискован и опасен, сопряжен с болью и страданиями. В эту ночь стражи прежде неприступных границ мира людей и мира сидов (волшебных существ, настроенных по отношению к людям нейтрально или враждебно) и люди могут проникать в миры друг друга. Демоны, тени хранителей врат в преисподнюю, вся нечистая сила покидает свои рубежи и устремляется на землю, смешиваясь с живыми и принимая разные обличья: вселялись в животных, а самые опасные — в котов. Она несет с собой беды, угрожает уничтожить скот и урожай. Кельты также верили, что на Самхэйн к ним не только приходили демоны, но и призраки умерших в течение года людей возвращались к родным очагам. Поэтому 31 октября люди одевались так же, как эти существа, дабы те не причинили им вреда. А чтобы задобрить демонов, кельты делились с ними частью своего урожая, принося в жертву животных, овощи и фрукты.

С этой же целью друиды (жрецы племен, являвшихся по одним версиям учеными, поэтами и духовными вождями, а по другим — еще и неким мистический орденом, контролировавшим все аспекты жизни кельтского народа) собирались в дубовых рощах на вершинах холмов (кельты считали дубы священными деревьями). Там, вдали от людей, они разжигали огромные костры, отдавая честь умершим сродникам, освещая им путь и отвлекая демонов своих жилищ. Исследователи истории кельтов полагают также, что в день Самхэйна люди тушили весь огонь в домах, чтобы наутро, когда празднество заканчивалось, разжечь очаги от углей священных костров друидов. В течение всей зимы этот огонь согревал и защищал дом от нечистой силы. Там же, уповая на поддержку потусторонних сил, жрецами совершались гадания и делались предсказания на будущее. Страх перед холодной неизвестностью грядущей зимы и полная зависимость от свирепых природных условий делала эти жертвоприношения и пророчества своеобразной гарантией определенности на период зимовки.

Ирландия. Проросшее зернышко

От кельтов праздник унаследовали ирландцы, которые привнесли в него главную особенность современного Хэллоуина — ритуал «Trick or treat» («Пакость или подарок»).

Римляне. Имперская селекция

К 43 году нашей эры, когда римляне завоевали большую часть кельтских земель, населявшие их племена праздновали Самхэйн уже на протяжении нескольких веков.

В результате 400-летней интервенции Рима Самхэйн слился с двумя римскими праздниками: Фералия (Feralia) и Помона (Pomona). Первый отмечался в феврале и был связан с поминовением усопших. Второй праздновался в честь Помоны — богини деревьев, фруктов и растений. Символом Помоны служило яблоко — атрибут, дошедший до наших дней и вошедший в современные обряды Хэллоуина.

Западное христианство

Когда христианские миссионеры пришли на острова Британии и Ирландии и начали вытеснять древний языческий культ друидов, местным племенам пришлось приспосабливать свои традиции под новые католические порядки.

В 601 году Папа Григорий I издал эдикт, в котором рекомендовал миссионерам не искоренять ритуалы возжигания аборигенами ритуальных костров, но поддерживать, если местные жители согласятся "посвящать их Христу". Схожую трансформацию претерпели и другие традиционные представления кельтов о мироздании — сиды теперь стали ассоциироваться с бесами и дьяволом, а кельтская преисподняя — с христианским адом. Подобная политика, разумеется, не искоренила народное оккультное мировоззрение и древние мистические практики, но привела к тому, что их последователи стали восприниматься обществом как колдуны и ведьмы (именно поэтому начиная с эпохи Средневековья чернокнижники и их последователи выбрали ночь Самхэйна для проведения своих шабашей).

Для окончательного же искоренения языческого фестиваля Самхэйн в 835 году Папа Григорий IV перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых (All Saint's Day, или Hallowmas, или All Hallows), день, когда чествовали святых и мучеников, у которых не было своего праздника в течение года.

Канун Дня всех святых — ночь Самхэйна — получил в средневековом английском языке название All Hallow's Even, или All Hallows Eve («вечер всех святых»). Позже его стали называть Hallowe'en, и в конце концов — Halloween (Hallow E'en).

В 1000 году церковь объявила 2 ноября Днем всех душ (All Souls Day). Поминки же проходили в виде карнавальных шествий, участники которых облачались в костюмы ангелов и дьяволов и жгли большие костры.

Все три даты — канун Дня всех святых (31 октября), День святых, и День всех душ — назвали Хэллоумасом.

США. Североамериканский резонанс

Современные черты Хэллоуина окончательно сформировались уже в XIX веке, когда европейцы открыли Новый Свет. На континенте свободы древние представления о пробуждении орд бесов буквально обрели второе дыхание — в канун Хэллоуина по многим городам США прокатывались волны акций мелкого вандализма и бесчинств. В результате к 20-м годам прошлого века лидерам бойскаутского движения пришлось инициировать встречное движение по восстановлению «культурных» форм празднования под лозунгом «За здоровый Хэллоуин!» («Sane Halloween!»). Были возрождены маскарады и обряды выпрашивания конфет. Естественно, что движение нашло горячую поддержку у кондитеров и производителей праздничной атрибутики. Хэллоуин так и не стал в США официальным праздником, хотя и считается самым массовым после Рождества.

Ночь всех тыкв. Легенда о Джеке-фонаре

Сегодня Хэллоуин немыслим без призрака, сверкающего огнем из глазниц в тыквенной голове. Этого персонажа зовут Джек-фонарь (Jack-O`Lantern) и своим появлением он обязан герою ирландской легенды — неприкаянному пропойце-кузнецу по кличке Скупой Джек.

Однажды в канун Дня всех святых дебошир и пьяница Джек зашел в паб пропустить кружечку-другую эля и повстречался там с дьяволом, который Джек-фонарь стал торговаться с ним о душе. В конце концов Джек обещал дьяволу свою душу в обмен на кружку эля, и тот обратился в шестипенсовик, чтобы беспечный алкоголик смог заплатить за спиртное. Но хитрый Джек, вместо того чтобы отдать чертову монетку трактирщику, положил ее в карман, туда, где у него хранился серебряный крестик. Само собой, дьявол из кармана выбраться уже не мог (а хотелось). Замученный крестом, бес просил пощады, но на этот раз за хитрый кузнец в обмен на нее потребовал свою свободу, чтобы дьявол оставил его в покое на 10 лет. Тот принял его условия и сгинул.

Ровно через 10 лет враг рода человеческого явился к Джеку и предъявил права на его душу. Однако Джек и тут проявил смекалку: в последней просьбе он попросил предъявителя сорвать для него с дерева яблоко. Тот поразмыслил и согласился. Но когда дьявол встал кузнецу на плечи, чтобы достать до яблоневой ветки, Джек быстро вынул нож и нацарапал на коре дерева изображение креста, лишив услужливого черта шанса спуститься на землю. Бес беспомощно повис в воздухе, и снова начался торг. Теперь уже Джек потребовал, чтобы дьявол навеки отказался от попыток заполучить его душу. И опять невезучий обитатель ада согласился. А что было делать?

Когда Джек наконец умер (в том же, кстати, году), его душа наивно подалась в Рай. Бог, естественно, отказался поселить грешного пьяницу в Раю и прогнал его ко всем чертям. Однако и в аду, как выяснилось, Джека никто не ждал: дьявол сдержал слово и отказался приютить душу ирландца. На вопрос «Куда же мне теперь идти?» хозяин заведения нелюбезно посоветовал ему убираться туда, откуда пришел. Вокруг была кромешная тьма… Душа Джека попросила огня. И дьявол, зачерпнув в адовом костре, выдал ей тлеющий уголь и отправил скитаться по свету. Но поскольку в преисподней дул сильный ветер, а у Джека была с собой репа, то несчастный положил уголек внутрь выеденной репы и отправился в свое вечное путешествие.

С тех пор Джек-с-Фонарем стал символом неприкаянной души, которая обречена бродить во тьме до Судного дня, а его страшное лицо вырезают из различных корнеплодов. Считалось, что адский светильник устрашал злых духов и фей в новогоднюю ночь и не давал путешественнику сбиться с пути. Такие же фонари использовались для охраны жилищ от злонамеренных потусторонних посетителей. В Ирландии и Шотландии головы, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, в Англии — из свеклы. Когда же ирладндские иммигранты прибыли в Новый Свет, они стали использовать для этого тыквы, потому что осенью их было больше, чем репы, к тому же они крупнее, да и смотрятся гораздо эффектнее.

Вот так тыква стала главным символом Хэллоуина, а его основными цветами — оранжевый и темно-фиолетовый (последний обозначает темноту, в которой блуждает душа Джека). Именно эти оттенки являются теперь уже классической хэллоуиновской палитрой.

Есть или не есть. Актуальные документы

Московский Патриархат Русской Православной Церкви, 1 ноября 2005 г.

Московский Патриархат Русской Православной Церкви уже не раз выступал против празднования Хэллоуина в России. По словам заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволода Чаплина, «ритуалы, связанные с этим днем, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать — вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь».

(РИА Новости/Патриархия.RU)

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, 30 октября 2003 г.

Заявление Пресс-службы Архангельской епархии РПЦ

«В связи с информационными сообщениями о проведении праздника Halloween в общественных развлекательных центрах города Архангельска пресс-служба Архангельской епархии вынуждена предупредить общественность о возможном негативном характере данных мероприятий.

Религиоведческий анализ ранее проводимых мероприятий, связанных с традициями празднования „Хэллоуина“, определенно квалифицирует их как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного языческого и сатанинского культа. Важной духовно-мировоззренческой особенностью мероприятий „Хэллоуин“ является их подчеркнутая антихристианская направленность. Это выражается в самом названии — „Хэллоуин“, в котором используется христианское понятие „святости“, и календарной дате мероприятий (в ночь с 31 октября на 1 ноября) — накануне празднуемого Римско-Католической Церквью Дня всех святых. С данным обстоятельством связано неправильное восприятие некоторыми людьми мероприятий „Хэллоуина“ как некоей „оригинальной“ формы празднования католического Дня святых. Это обман, который в религиозной культуре сатанизма особо сакрализован, освящен, опять же, в противовес христианской культуре.

Поэтому главной духовной сутью проведения языческого сатанинского праздника „Хэллоуин“ является демонстративное попрание христианами основ своей культуры и религии. Вместо прославления памяти христианских святых предлагается почитание темных нечистых сил. Мероприятия „Хэллоуина“, как примитивная форма культового сатанизма, принципиально противоречат гуманизму. Религиозный сатанизм культивирует зло, ненависть, агрессию, нетерпимость в ущерб формированию чувств гуманности, терпимости, милосердия.


Картина дня

наверх